С 1 сентября нынешнего года весь инспекторский состав должен контролировать дорожное движение и следить за его безопасностью по новым правилам. Оформлять нарушения и аварии, отстранять от управления автомобилем и направлять на медосвидетельствование водителя, и даже представляться сотрудники ДПС будут по регламенту. Этот документ сегодня публикует "Российская газета".
Он появился на свет в рамках административной реформы и стал одним из первых в деятельности Госавтоинспекции. В обсуждении регламента участвовали специалисты федеральных органов исполнительной власти, общественные организации и граждане.
Надо сказать, что до вступления в силу этого документа инспекторы следили за порядком в соответствии с наставлением по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999 году. И вот на смену ему пришли два документа:
Административный регламент и Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы. В первом расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при общении с гражданами. Второй документ - своего рода внутренний распорядок. Он носит гриф "Для служебного пользования" и не публикуется. Но вступит в силу одновременно с административным регламентом.
Итак, в чем разница между административным регламентом и нынешними наставлениями? В нем пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях. Причем речь идет не только об исполнении прямых обязанностей, но и об общемилицейских функциях.
С какой стороны подходить к машине Понятно, что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен и корректен даже с нарушителем. Но одними хорошими манерами его обязанности не ограничиваются. В регламенте расписано, с чего должно начинаться общение между инспектором и водителем и как оно должно проходить. Инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Заметьте, теперь он не должен отдавать честь участнику дорожного движения. Это требование не вошло в регламент из-за того, что с жезлом в руке выполнить это формальное приветствие довольно затруднительно.
О взаимоотношениях сотрудников с участниками дорожного движения сказано так: они "должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам". По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.
Один из вечных споров: обязан ли водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный автомобиль. В документе прописано даже, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: "Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".
Инспектор может предложить водителю выйти из машины: для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника. Пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Засада в законе
Очень много было споров о засадах - так называемом скрытом контроле. В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.
К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.
Осмотр под угрозой досмотра
Это, пожалуй, первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком второе. Осмотр в данном случае - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.
А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.
Пьян по всем правилам
В регламенте четко прописано, каким образом проводится выявление нетрезвых водителей. Так, например, после того как инспектор утвердился в своих подозрениях насчет того что водитель нетрезв, он должен предложить ему дыхнуть в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в какой-либо пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование. Направлять туда можно тоже только в присутствии двух понятых. Направлять на медосвидетельствование инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения, что несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв.
Примечательно, что в случае, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине. Кстати, тема доставки водителя - довольно интересна. Она еще раз проявляется в пункте о задержании транспортного средства. Если машину задержали где-то на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта.
Один из главных спорных вопросов - это единство закона для всех. Почему у нас на дорогах ездят те, кто всегда правее, и инспектор ничего не может с ними поделать? Этот вопрос хотя бы частично устранен в административном регламенте. Теперь, если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.
Надо также сказать, что это первый и возможно единственный регламент, в котором не прописано время исполнения тех или иных действий. Как пояснили в департаменте ОБДД, это связано с особенностью работы. Невозможно прописать четкие временные рамки для оформления нарушений, аварий и прочего. В каждом случае могут возникать свои сложности. Но регламент требует, чтобы сроки были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы.
Резюме: был приказ 297, сейчас вместо него с 1-го сентября будет регламент. Те же яйца, только в профиль. Мне вот интересно новые наставления почитать, только что-то их никто не публикует...
Людям не нравится больной врач. Справедливо – мне не нравятся здоровые пациенты. (Доктор Грегори Хауз)
Согласно Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения", который недавно пришел на смену "Наставления о работе ДПС", исполнение государственной функции может включать в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; составление постановления-квитанции о наложении административного штрафа; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются: установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Ммм, тут что-то новое появилось, или просто собрали в кучу все старое? Кстати, Барлог, сможешь как-нибудь добыть новые наставления, которые вместе с регламентом вступают в силу?
Людям не нравится больной врач. Справедливо – мне не нравятся здоровые пациенты. (Доктор Грегори Хауз)
1 сентября вступил в силу новый регламент МВД РФ. Документ содержит правила поведения инспекторов ГИБДД в разных ситуациях.
Например, в новом регламенте указано, что снимать сотрудника ДПС на видеокамеру водитель может только в том случае, если данная запись будет использована при доказательстве незаконных действий сотрудника. Иначе необходимо согласие инспектора на съемку.
Официально узаконена и "засада в кустах". В регламенте прописано право сотрудников ДПС скрытно подкарауливать нарушителей, используя искусственные и естественные преграды.
Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свою должность, звание, фамилию и сообщить водителю цель и причину обращения. "Честь" водителю теперь можно не отдавать. В общении сотрудник ГИБДД обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к автовладельцу на "Вы", проявлять спокойствие и выдержку, излагать свои замечания и требования убедительно и понятно, исключая двусмысленное понимание своих слов.
По требованию водителя, сотрудник ГИБДД обязан предъявить свое удостоверение, не выпуская его из рук, за исключением случаев, когда у водителя есть явные признаки опьянения или он создает угрозу жизни и здоровью окружающих. В этом случае удостоверение может не предъявляться.
В регламенте прописано право водителя снимать на видео место совершения нарушения или аварии и процедуру оформления ДТП, с условием - если в объектив не попадает объект, запрещенный к съемке(это интересно что за объект? прим. Alexm). Такое же право есть и у инспекторов. И водитель, и инспектор также могут делать аудиозапись происходящего разговора.
С документами водителя инспекторам предписано обращаться аккуратно, а в случае, если в документ вложены деньги или ценные вещи, инспектор обязан вернуть документ с предложением передать его еще раз, но уже без денег и ценных вещей. Принимать от участников дорожного движения материальные ценности, предметы или документы инспекторам ГИБДД запрещается, если это не является необходимым для осуществления административных действий.
"Нарядные" корочки и удостоверения инспектор ГИБДД, согласно новым правилам, может игнорировать, в правилах есть пункт, гласящий, что предъявление служебных удостоверений или иных документов не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику ГИБДД полномочий.
Инспекторы не могут осуществлять контроль за дорожным движением на автомобилях, не относящихся к патрульным автомобилям ГАИ. Патрульный автомобиль должен иметь нанесенную на него специальную цветографическую схему, стационарные устройства для подачи звуковых и световых сигналов. Возможности скрытого патрулирования ограничены.
Новые правила также обязывают сотрудников ГИБДД помогать инвалидам и детям в переходе проезжей части, если им необходима помощь и оказывать людям содействие в других случаях.
Пожаловаться на инспектора теперь можно будет и по электронной почте, указав свои ФИО, суть вопроса и варианты обратной связи.
Текст регламента должен быть на всех стационарных постах ДПС и подразделениях ГИБДД, и любой водитель может ознакомиться с ним там при желании и необходимости.
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отметил одно из самых спорных нововведений: новые правила разграничивают понятия «досмотр» и «осмотр» транспортного средства. «Про досмотр все понятно – это ковыряние в вещах с понятыми. А что такое «осмотр», нигде не раскрыто. Эта лазейка позволит гаишникам залезать в любые машины без протоколов и понятых, поясняя, что это вовсе не досмотр, а осмотр», – отмечает юрист. «Менять надо не регламент, а личный состав ГИБДД, ведь выполнять новые правила будут все те же люди», – утверждает правозащитник.
можно, но при этом если это неосвещённая дорога и если ты доедешь до следующего поста и сдашься, типа побоялся один останавливаться. ну или третий вариант - эти выбеганцы прыгнули и по коням за тобой с люстрой - вот тут остановиться придёться.
Долго они его гнали.Видно,что служебные тачки нашим гайцам бить не разрешают.Амерекозы его сразу бы бортанули с дороги.А колесо ему вроде всё-таки прострерили,вот и ехал как на ручнике.А мож и пьяный был...
А почему топик называется "С первого сентября "засады" на дорогах отменяются"? Наоборот, если раньше их статус был не определен, то сейчас их официально узаконили.
Людям не нравится больной врач. Справедливо – мне не нравятся здоровые пациенты. (Доктор Грегори Хауз)
Очень много было споров о засадах - так называемом скрытом контроле. В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.
К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.